Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Совет по защите: проект решения о ставках за рекламу должно быть пересмотрено

02 Декабря 2025
- г. Шымкент
83 просмотров

В Палате предпринимателей города Шымкент состоялось заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.

В совещании под модераторством председателя совета Кайрата Акенова приняли участие члены Совета,  прокуратура города Шымкент, руководство Управления архитектуры и градостроительства, Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, депутаты городского маслихата и предприниматели в сфере рекламы.

На заседании Совета обсудили проект решения маслихата «О ежемесячных ставках за размещение наружной (визуальной) рекламы размещаемой на открытом пространстве за пределами помещений на территории города Шымкент».

«На рассмотрение Палаты предпринимателей поступил проект решения маслихата о повышении ставок за размещение наружной рекламы. Предлагаемый проект предусматривает повышение на 200 процентов размеры базовых ежемесячных ставок платы за размещение наружной (визуальной) рекламы размещаемой на открытом пространстве за пределами помещений на территории составных частей города Шымкент, а также снижение на 50 процентов размеры базовых ежемесячных ставок платы за размещение наружной рекламы размещаемой на открытом пространстве за пределами помещенний не на территории не указанных в списке составных частей города Шымкент. По итогам проведенного анализа проекта решения маслихата выявлены правовые и регуляторные недочеты, а также высокие риски для бизнеса. Проект предусматривает повышение ставок сразу на 200%. Фактически это двукратное увеличение платежей, которое моментально ложится на предпринимателей дополнительными расходами. На наш взгляд, для малого и среднего бизнеса такие изменения означают резкий рост затрат на рекламу и продвижение товаров, снижение доступности наружной рекламы как инструмента конкуренции, кроме того, возможное закрытие или демонтаж конструкций из-за невозможности оплачивать новые ставки и сокращение рабочих мест в рекламном секторе.

Хотелось бы обратить внимание на то, что статья 655 Налогового кодекса действительно предоставляет местным представительным органам право повышать базовые ставки до 200 процентов. Однако важно понимать: закон даёт право, но не обязанность использовать максимальный порог. При этом Налоговый кодекс не запрещает применять повышение постепенно. Наоборот, принципы соразмерности и предсказуемости регулирования предполагают поэтапное введение изменений. Каждый этап повышения ставок целесообразно сопровождать анализом и оценкой его последствий, что позволит обеспечить более взвешенный подход и минимизировать возможные риски для предпринимателей. Такой подход позволил бы предпринимателям адаптироваться, избежать финансового давления, сохранить рабочие места и обеспечить стабильность рынка наружной рекламы.

Таким образом, мы предлагаем рассмотреть возможность поэтапного внедрения повышения ставок, а не резкого скачка до максимального уровня, предусмотренного статьёй 655 Налогового кодекса. Важно подчеркнуть, мировая практика исключает резкое повышение тарифов без этапности, чтобы бизнес мог адаптироваться. Здесь же предлагается одномоментное повышение, что неизбежно создаст экономическое давление и может вызвать социальное недовольство.

Кроме того, в качестве предложения считаем необходимым рассмотреть применение более гибкого подхода к установлению ставок, аналогичного практике города Алматы. В Алматы ставки распределяются по категориям территорий и дифференцируются в зависимости от размеров и видов рекламных конструкций», – сказала заместитель директоры Палаты предпринимателей Майя Исаева.

По мнению членов Совета, что такое повышение ставок платы непосредственно затронет значительный круг субъектов бизнеса. То есть, это коснётся не только самих рекламных компаний, а фактически под воздействие попадёт большинство предпринимателей города, которые используют наружную рекламу для продвижения своих товаров и услуг. Потому что практический каждый субъект МСБ – от магазинов и кафе до производственных предприятий, образовательных центров, СТО и салонов услуг – размещает баннеры или крупные рекламные конструкции. Соответственно, увеличение стоимости размещения рекламы неминуемо приведёт к росту расходов широкого круга предпринимателей, что создаёт дополнительную финансовую нагрузку на бизнес-среду в целом, уверены члены Совета.

«Повышение ставок особенно в максимальном размере до 200 % повлияет на рекламный рынок и на тысячи предпринимателей, использующих рекламу как инструмент привлечения клиентов. Для большинства из нас такой резкий рост обязательных платежей может привести к сокращению объёмов деятельности, демонтажу отдельных рекламных конструкций и снижению платежеспособности, что, в свою очередь, повлечёт уменьшение поступлений в местный бюджет в среднесрочной перспективе. Именно поэтому вопрос требует взвешенного подхода, корректных расчётов и поэтапного введения изменений», – добавили предприниматели в сфере рекламы.

«Прогнозируется, что поступления в 2025 году по налогу по сфере наружной рекламы составит порядка 650 млн тенге. А если будет принять это решение маслихата, то сумма налога с наружной рекламы может увеличиться почти до 2 млрд тенге. Это, в свою очередь, положительно скажется на бюджете города. При разработке проекта постановления мы изучили экономический опыт в городах Астана и Алматы», – сказал руководитель отдела Управления архитектуры и градостроительства города Шымкент Нургали Борибеков.

Однако члены Совета и собравщиеся посчитали необходимым провести полноценный анализ регуляторного воздействия и обосновать предлагаемых ставок, также рассмотреть альтернативные варианты регулирования вместо одномоментного максимального повышения: установить умеренный рост ставок с последующей оценкой эффекта, а также применить дифференциацию по видам, размерам и техническим характеристикам рекламных конструкций.

А депутаты маслихата города Шымкент предложили отложить принятие проекта на следующий год и дать бизнесу адаптироваться к новому Налоговому кодексу, который начнет действовать с 1 января 2026 года.

Подведя итоги заседания, в целях повышения эффективности защиты бизнеса от коррупционных проявлений, а также минимизации негативных последствий от разрабатываемого проекта, Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции принял резолюцию рекомендовать Палате предпринимателей г.Шымкент:

1. Подготовить экспертное заключение с учетом поступивших предложений и замечаний;

2. Рекомнедовать органу-разработчику -Управлению архитектуры и градостроительства города Шымкент:

1) Провести полноценный анализа регуляторного воздействия(анализ финансовой нагрузки на бизнес),

2) Рассмотреть альтернативные меры вместо максимального повышения (поэтапное/умеренное повышение ставок с последующим анализом) для обеспечения справедливого и экономически обоснованного подхода,

3) Отложить принятие проекта до его дополнительной проработки с учётом поступивших замечаний и предложений от субъектов предпринимательства, а также провести дополнительные обсуждения с  участниками рынка наружной рекламы, провести рабочую встречу в целях детальной совместной выработки допустимых ставок,

3. А маслихату г.Шымкент рекомендовали принять во внимание поступившие предложения и замечания к проекту и учесть их при дальнейшем рассмотрении данного вопроса.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры

405174