Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

«Полка супермаркета – не выставка достижений народного хозяйства»

31 Мая 2018
3025 просмотров

Совместное заседание Комитетов развития МСБ и торговли под руководством Председателя комитета торговли Кайрата Мажибаева прошло на площадке «Атамекена». В ходе заседания было рассмотрено 4 актуальных вопроса, включая вопросы выдачи ветеринарных справок, перспектив увеличения доли отечественных товаропроизводителей (ОТП) в сегментах торговли и инструменты стимулирования развития онлайн коммерции.

В обсуждении вопроса выдачи ветеринарных справок выступили заместитель председателя Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Турсын Кабдулданов и эксперт Дастан Молдыбаев. По информации представителей министерства, в рамках программы по цифровизации экономики РК внедряется пилотный проект по выдаче электронных ветеринарных справок – ЕАСУ, в частности, на столичных рынках «Алем», «Шапагат» и «Евразия».  На 8 рынках Астаны и Алматы уже начали функционировать компьютерные базы, через которые выдаются ветсправки и содержится полноценная информация. Основная цель проекта - максимальное снижение человеческого фактора в рассматриваемой сфере.

Как отметили специалисты в настоящее время производители в регионах выезжают в территориальные инспекции управления ветконтроля для получения разрешительных документов. Новый проект предполагает передачу данных функций аттестованным ветеринарным врачам. Всего в стране работает 3 257 ветеринарных специалистов.

Каждый эксперт будет иметь свой логин и пароль в системе ЕАСУ. Справки новой формы выдаются на бумажном носителе, где отражается штрих код, а вся информация вносится в электронную информационную систему. Зашифрованный код доступен только аккредитованному специалисту, который через специальное устройство в системе читает идентификационный номер на живой скот, мясо, сведения о продавце, ранее выданные справки и т.д. После реализации живого скота или мясной продукции справка утрачивает силу. В случае дальнейшей перепродажи предприниматель должен обратиться в МИО для соответствующей регистрации продукции в другой административной территории, что не несет финансовой нагрузки для бизнеса.

Представитель Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева обратилась к сотрудникам МСХ РК с предложением максимально снизить нагрузку для предпринимателей в этом вопросе

«Бизнесмен не должен бегать за ветеринарным специалистом для получения справки. Такая проблема будет возникать, т.к. не все производители имеются в единой информационной системе. Это работа соответствующих служб», - сказал Жибек Ажибаев.

Имеет место необходимость постоянного совершенствования систем безопасности данных, включая применение защищенных бланков, так как. на сегодня нередко встречаются фиктивные документы на продукцию. Техническую поддержку ИС ЕАСУ обеспечивает ТОО «Казагромаркетинг». Также прорабатывается интеграция новой системы с базой МВД РК с целью эффективности и оперативности прослеживания нелегальной продукции.

Представитель Национальной ассоциации кооперативов и других форм экономических сообществ Казыбек Шайх поинтересовался возможностью внедрения технологии блокчейн при регуляции мясного рынка. В частности, в Италии уже используется децентрализованная система данных в отдельных сегментах торговли. Турсын Кабдулданов ответил, что новый механизм только внедряется, и сейчас целесообразно исходить из текущих реалий, в регионах отмечается низкий уровень квалификации кадров. Вместе с тем, в перспективе возможно перенимать опыт других стран и выделять на это финансовые средства. МСХ РК в свою очередь готово рассмотреть предложения со стороны бизнеса. Национальная ассоциация кооперативов готова сотрудничать с государством в развитии данного направления в формате кооперативного предпринимательства.

Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Олжас Каржауов указал на существующие бюрократические процедуры в регионах при получении сертификатов и отметил необходимость продвижения инициативы внедрения современных регуляционных инструментов на межведомственном уровне, включая блокчейн.

Резюмируя, Кайрат Мажибаев отметил, что в перспективе может возникнуть необходимость формирования специального бюро, в которой будет концентрироваться база данных, с ранжированием поставщиков и производителей на категории (А, В, С). К примеру, в таможенной сфере действует принцип наибольшего благоприятствования (добросовестные игроки дистанционно или камерально могут производить платежи, - прим. авт). Председатель Комитета поручил Департаменту торговли НПП инициировать максимальную либерализацию регуляции субъектов, торгующих на рынке.

По второму вопросу о перспективах увеличения доли ОТП в отдельных сегментах торговли с докладом выступил Управляющий директор – директор департамента торговли НПП РК Александр Савидов. В своем выступлении он сравнинил законодательства в области регулирования торговой деятельности в Казахстане, России и Белоруссии.

Так, результаты проведенного анализа показали принципиальные различия в НПА рассматриваемых государств, в том числе на уровне понятийного аппарата как «торговая сеть», «услуги по продвижению товаров» и др. Из доклада понятно, что в России размер премии, уплачиваемой торговым сетям, снизился с 10% до 5%. Также запрещается взимание платы за право поставок и изменение ассортимента продовольственных товаров. При этом в РК существуют безосновательные ограничения доступа ОТП в торговую сеть.

Отдельно презентован пример регулирования наличия ОТП на полках в торговых сетях в Беларуси, с указанием на благоприятные условия для местных производителей кисломолочной продукции.

«В предложениях НПП приводятся примеры РФ и РБ, что не совсем правильно, это не бенчмарк. Здесь нужно учитывать комплекс факторов, начиная с системы госрегулирования и исторического пути развития торговли в рассматриваемых государствах. У нас другая политическая и макроэкономическая ситуация. Поэтому брать за стандарт путь России и Беларуси мы не можем. Учитывать стоит, но для Казахстана нужен передовой опыт в интеграции ОТП с торговым сегментом. В этом вопросе необходим профессиональный подход и не смотреть однобоко», - высказался Кайрат Мажибаев.

Председатель Комитета торговли привел данные международной исследовательской компании ACNielsen, согласно которым, в Казахстане торговые сети в объеме розничного товарооборота занимают 12% по стране, магазины у дома – 50-60%, открытые оптовые и розничные рынки – до 40%. В каждом сегменте существуют свои технологические особенности в части дистрибьюторства и инфраструктуры. Необходимо стандартизировать и ранжировать субъектов рынка – производителей и торговлю. Со стороны представителей бизнеса Западно-Казахстанской области предложены инициативы по открытию кооперативных магазинов, в которых будет представлена продукция сельхозкооперативов.

Актуальным остается вопрос сбыта продукции сельских производителей, на поддержку которых потрачены значительные объемы государственных средств. Кроме того, для региональных предпринимателей весьма актуальным остается проблема, связанная с перспективами производства ввиду отсутствия глубокого анализа рынка конкретных отраслей. К примеру, в Казахстан ежегодно импортируется 130 тысяч тонн кондитерских изделий, соответственно, есть ли смысл начинать бизнес в этой отрасли?

Олжас Каржауов отметил, что данные по объемам импорта до 10 знаков ТН ВЭД доступны и при необходимости в региональной палате предпринимателей предоставят обработанные материалы. Но изучение рынков сбыта требует отдельного маркетингового исследования, которое должно проводиться профессиональными организациями.

Столичные предприниматели в контексте вопроса указали на отсутствие маркетинговых инициатив со стороны самих ОТП. Существуют дотации на организацию производства, но дальнейшее продвижение продукции до целевого потребителя никем не прорабатывается. Другая проблема заключается в непрозрачности ценообразования ОТП, зачастую низкое качество продукции, несистемность производства. В этой связи нужно разобраться в указанных вопросах прежде чем выходить в сети и поднимать данный вопрос. В Украине есть четкая система аудиторов в отношении производителей продукции, без которых товар не может заходить в сети.

Завершая обсуждение этого вопроса, Кайрат Мажибаев поручил Департаменту торговли НПП РК всесторонне проработать предложения по международному опыту стимулирования ОТП и комплексно разобраться в регулировании между рынком и производством, и вынести четкие предложения на обсуждение аккредитованным отраслевым ассоциациям в сфере торговли. Только после этой работы следует выходить на правительственный уровень с конкретными инициативами. Кроме того, Департаменту поручено тщательно разобраться с приватизацией отдельным субъектом бизнеса торговой марки «Сделано в Казахстане» как интеллектуальную собственность. Это слоган является общественным активом для всех ОТП РК.

На повестке обсудили вопрос стимулирования перехода торговли из оффлайна в онлайн. В своем докладе эксперт Департамента торговли Адильбек Орумбаев остановился на основных показателях и динамике развития e-commerce и основных мерах поддержки ее субъектов.

«С 2013 по 2017 годы доля электронной торговли в розничных продажах увеличились с 0,5% до 1,2%. Разработана и утверждена «Дорожная карта по развитию электронной торговли на 2018 - 2020 гг.». Налоговые преференции включают освобождение доходов от уплаты КПН и ИПН, получаемых в сфере электронной торговли до 0 % сроком на 5 лет. В целях вовлечения отечественных производителей одежды и аксессуаров в онлайн торговлю, принято решение продвигать их товары через электронно-торговые площадки. К примеру, Lamoda.kz, где размещены 12 отечественных брендов одежды» – рассказал Адильбек Орумбаев.

Наряду с отмеченными положительными трендами, имеют место и тенденции, которые тревожат бизнес. В частности, это букмекерская сфера. Представитель Ассоциации букмекеров Казахстана Айтуар Мадин проинформировал, что в настоящее время разработан законопроект, предусматривающий работу одного частного оператора в букмекерском бизнесе по всей стране. Это требует единого подхода со стороны предпринимательского сообщества в защиту частных субъектов и недопущению монополизации рынка.

Предприниматели поинтересовались возможностями обучения Нацпалатой инструментам маркетингового продвижения товаров и услуг через социальные сети (SMM). Олжас Каржауов ответил, что в настоящее время разрабатывается новая программа по повышению конкурентоспособности отраслей экономики, в рамках которой возможно предусмотреть предлагаемые инициативы бизнеса. Председатель заседания указал на большие перспективы перехода в онлайн торговлю товарами и услугами. По его мнению, в ближайшие несколько лет (5-7 - прим. авт) онлайн коммерция будет развиваться высокодинамичными темпами. В этой связи «Атамекену» следует продолжить проводимую активную работу, с учетом предложений членов Комитетов при формировании предложений о дальнейших мерах по стимулированию перехода торговли и сферы услуг в онлайн.

В целом, совместное заседание комитета развития МСБ и комитета торговли прошло в весьма активном формате. В рамках обсуждения актуальных вопросов представители бизнес-сообщества предлагали различные механизмы стимулирования торговли и повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства. В то же время, члены ассоциаций Нацпалаты сошлись во мнении о необходимости отхода от стереотипного мышления, что ОТП не получают поддержки и постоянно подвергаются давлению со стороны крупных сетей. Очень выразительно прозвучало высказывание коммерческого директора сети минимаркетов Астаны Анны Пацюк: «все-таки полки супермаркетов не являются выставкой достижения народного хозяйства», что буквально нужно понимать в контексте первостепенного повышения качества работы ОТП и требований к их продукции, и в последующем выходить на большие торговые площадки на конкурентной основе.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры