Каждое 7 уголовное дело из 10 расследованных в отношении предпринимателей прекращалось по реабилитирующим основаниям
На очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова обсужден вопрос о защите прав предпринимателей в уголовном процессе на практике применения ст.216 УК – совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров».
Президент страны не раз поднимал вопрос о прекращении необоснованных уголовных дел против казахстанских предпринимателей. Особо отмечается частота нарушений их прав в сфере экономической деятельности. С объявленной в Казахстане декриминализацией некоторых экономических преступлений количество необоснованных преследований уменьшилось, а защита бизнеса стала приоритетной задачей для прокуратуры.
Однако участники Совета отметили, что принятых мер пока недостаточно для полной защиты прав предпринимателей. Нужно улучшить законодательство и работу правоохранительных органов. Предприниматели многократно предлагали исключить уголовную ответственность за выписку счетов без реального выполнения работ или поставок, но эти предложения часто отклонялись без должного рассмотрения ситуации. Это несмотря на то, что 216 статью УК дублирует 245 статья, где также предусмотрена ответственность за уклонение от налогов с использованием счет-фактуры. Именно по этим делам предприниматели чаще всего необоснованно оказываются под следствием, что говорит о проблемах в применении законодательства.
Что говорит статистика?
Огромная доля расследуемых правоохранительными органами уголовных дел, связанных с проведением оперативно-розыскных мероприятий, арестом и изъятием материальных ресурсов и документации, назначением экспертиз и исследований, вызовом и допросом свидетелей, экспертов и специалистов проводились по действиям, которые не содержали уголовно наказуемого поведения.
Для бизнеса незаконное вовлечение в уголовный процесс означает расторжение договоров, арест счетов, простой оборудования и главное: негативное психологическое влияние на веру предпринимателя о свободу его деятельности.
Наиболее критическая ситуация сложилась в крупнейшем мегаполисе стране – городе Алматы. Здесь девять из десяти дел прекращены из-за отсутствия состава или события преступления.
Причиной незаконного вовлечения предпринимателей в сферу уголовного преследования по ст.216 УК явилось необоснованное инициирование расследования сотрудниками органов государственных доходов. Представленные ими материалы о преступной деятельности предпринимателя в большинстве своем не находили своего подтверждения. После детального расследования выводы органов госдоходов о фиктивности сделок, повлекшие уклонение от уплаты налогов, полностью опровергались как необъективные, либо подтверждалось выполнение работ или отгрузка товара.
Сложившаяся ситуация связана с перекосами в организации работы Комитета государственных доходов, который налоговую политику в стране воспринимает только как поступление налогов в бюджет любыми способам и даже, если они нарушают гарантии, установленные Основным законом.
Также на Совете было отмечено, что участие только адвоката в качестве защитника интересов предпринимателей в уголовном процессе является явно недостаточным. Установленные уголовно-процессуальным законодательством ограничения по субъектам, которые могут выполнять защитительные функции, нивелировали положения Закона «О Национальной палате предпринимателей» в части ее представительства, защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в государственных органах. Эти функции не распространяются на уголовно-процессуальные отношения.
Необходимо реанимировать понятие общественный защитник.
Данный институт ранее эффективно работал в казахстанском законодательстве и сохранён в законодательстве других государств.
Предоставление возможности Национальной палате предпринимателей защищать права бизнеса в уголовном процессе позволит снизить дисбаланс паритета сторон уголовного процесса, введет в эту сферу элементы общественного контроля и позволит реализовать компетенцию по защите прав ее членов.
Что предлагает Совет?
По итогам обсуждения Генеральной прокуратуре и Агентству финансового мониторинга на базе Академии правоохранительных органов рекомендовано проведения обучение специалистов ДГД по обязательным процедурам, обеспечивающих полноту и объективность материалов и исследований, являющихся основанием для регистрации в ЕРДР правонарушений. Также Генеральной прокуратуре рекомендовано усилить надзор за стадией начала досудебного расследования по уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности.
Министерству финансов предложено скорректировать деятельность Комитета государственных доходов по инициированию проведения досудебного расследования, исключающих необоснованное или незаконное внесение материалов по делам данной категории.
Министерству юстиции предложено организовать цикл публичных обсуждений с участием союзов и ассоциаций предпринимателей, юридической и научной общественности, адвокатуры и правоохранительных органов о возможности декриминализации ст.216 УК и восстановления в уголовном процессе института общественных защитников и общественных обвинителей с учётом национального опыта и законодательства других государств.
Все предложения и материалы заседания Совет направит в Администрацию Президента и Правительство для информации и принятия решений.
Оставьте комментарий:
Комментарии: