Исключение «упрощенки» может привести к удорожанию для потребителей – НПП «Атамекен» и бизнес-сообщество продолжают обсуждать запретительный список
Список грозит снижением производства, ростом цен в некоторых видах деятельности, работающих в розницу, а также оттоком высококвалифицированных специалистов.
В НПП Атамекен в ходе заседания Комитета по развитию малого и среднего бизнеса состоялось обсуждение запретительного с участием представителей Мажилиса Парламента РК, отраслевых ассоциаций и предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Напомним, что в настоящее время на платформе «Открытые НПА» размещён проект постановления правительства, который утверждает перечень видов деятельности, для которых будет запрещено применение специального налогового режима на основе упрощённой декларации.
От того, какие именно виды деятельности окажутся в этом списке, напрямую зависит работа большого количества предпринимателей по всей стране. Проект опубликован 26 сентября, а срок его общественного обсуждения — до 16 октября текущего года.
Работа по пересмотру списка, включающего на данный момент 795 видов деятельности, активно ведется. Госорганы уже удалось убедить в необходимости сокращения перечня, в результате чего из него были исключены наиболее массовые ОКЭДы, касающиеся, к примеру, розничной торговли.
Тимур Жаркенов, заместитель председателя НПП, подтвердил, что работа по корректировке списка уже дала результаты.
«Наша задача сейчас – сконсолидировать все высказанные обоснования и оперативно направить их на имя министра национальной экономики для окончательного пересмотра. Пока у нас еще есть время, нам важно добиться исключения всех добросовестных предпринимателей, работающих с розницей, из этого запретительного списка», — подчеркнул спикер.
При этом представители МСБ просят Министерство национальной экономики (МНЭ) пересмотреть список, подчеркивая, что его текущая форма основана на устаревших методах и угрожает выдавить тысячи добросовестных предпринимателей на общеустановленный режим.
Основной претензией бизнеса стала методологическая ошибка — использование Общего классификатора экономической деятельности (ОКЭД) как инструмента для введения запретов. Эксперты сходятся во мнении, что ОКЭД не способен провести четкую грань между крупным корпоративным бизнесом и мелкотоварным производством.
По мнению экспертов, список по-прежнему содержит виды деятельности, не соответствующие критериям крупного бизнеса и рискующие пострадать при переводе на общеустановленный режим.
Как утверждает Сакен Карин, председатель Комитета развития МСБ, на сегодняшний день есть проблема того, что те виды деятельности, которые работают с розницей, каким-то образом попали в этот запретительный список. Также озвучивалось предложение вообще в целом поменять механизм того, каким образом ограничивать применение специального налогового режима, потому что ориентироваться просто на общие коды экономической деятельности не совсем верно.
Эксперты отмечают, что ОКЭДы не имеют необходимой градации, которая бы отличала мелкотоварное производство и услуги для населения от крупного корпоративного бизнеса. В результате в запретительный список попадают: мелкие ювелирные мастерские, бригады по монтажу слаботочных сетей (видеокамеры, сигнализации, Wi-Fi), мелкие цеха по производству мыла и парфюмерных изделий. Это весь МСБ, который должен иметь право работать по упрощенной декларации.
Кроме того, отмечено, что механизм ОКЭД как таковой устарел. Многие бизнесы в принципе не подходят под те ОКЭДы, которые имеются.
Депутат Парламента Республики Казахстан Айтуар Кошмамбетов озвучил предложение оставить право выбора СНР за предпринимателем, чьи клиенты — физические лица (B2C).
«Такой подход позволил бы решить проблему двойного налогообложения, возникающую, когда контрагент на общеустановленном режиме не может взять на вычеты расходы, оплаченные упрощенцу», - добавил он.
Этот подход, по мнению бизнеса, не допустит удорожания услуг для конечного потребителя.
Канат Елеусизов, председатель ОО «Международный бизнес – Клуб Алтын Орда», привел пример из сферы ЖКХ:
«Если мы переводим на общеустановленный режим управляющие компании или ОСИ, которые по факту обслуживают население, это приведет только к росту тарифов для простых жильцов. Здесь нет крупного бизнеса, здесь сфера услуг для населения. Убирая упрощенку, мы наказываем потребителя».
Среди сфер, которые должны быть полностью исключены из запретительного списка по мнению экспертов и бизнеса, были названы:
- Сельское хозяйство и переработка: мелкие производители заготовок, варений, колбас, работающие вне собственных земельных участков.
- Образование и здравоохранение: дошкольное образование, школы, психологи и прочие услуги, где 100% клиентов – физические лица.
-ЖКХ и управление домами: управляющие компании и ОСИ, которые по факту обслуживают население, но могут быть вынуждены перейти на общий режим, что приведет к росту тарифов для жильцов.
- IT-сектор: фрилансеры и программисты, которые в случае ужесточения режима могут полностью перерегистрироваться в другие страны, снижая конкурентоспособность казахстанского бизнеса.
Особые опасения связаны с тем, что жесткие ограничения могут привести к оттоку высококвалифицированных специалистов.
«Нельзя забывать и про IT-сектор. Налоговое ужесточение для фрилансеров и программистов просто вынудит их перерегистрироваться за пределами Казахстана, снижая конкурентоспособность нашего бизнеса и создавая кадровый голод. То же самое касается образовательных услуг и репетиторства, которые на 100% ориентированы на физических лиц», - отметила Асемгуль Амиркенова, предприниматель и налоговый консультант.
Бизнес-сообщество надеется, что МНЭ учтет их аргументы и внесет необходимые изменения в проект постановления до его окончательного утверждения, чтобы не нанести ущерб малому бизнесу, основанному на услугах для населения.
Все предложения и официальное экспертное заключение будут направлены в ближайшее время в МНЭ, резюмировал Сакен Карин.
Оставьте комментарий:
Комментарии: