Карлыгаш Аралбекова: «В работе нацелены на результат»
Глава РПП считает, что предпринимателям необходимо создавать ассоциации, чтобы они могли участвовать в выработке решений
Сегодня все чаще говорят: в любом ответственном деле не так важно, с чего начать, а то, кто берется за дело. Талантливый человек способен привнести свежую струю даже в самый непривлекательный проект. И, если прежде понятия «ответственность», «умение» всегда связывали со стержнем – опыт, то с развитием новых информационных технологий, методологий анализа и выработки решений, на первый план выходит созидательная энергия. Именно такими качествами - представителя современной школы менеджмента - обладает директор Палаты предпринимателей Жамбылской области Карлыгаш Аралбекова.
Работникам в возглавляемом ею коллективе в среднем по тридцать лет. За плечами - немалый багаж профессиональных знаний, но, вместе с тем, пока не накоплен политический опыт. Однако это обстоятельство только на пользу. Ведь иначе трудно было бы представить человека на таком, без преувеличения, передовом посту, увлеченного работой со здоровым азартом! А без этого в таком масштабном проекте, как Палата предпринимателей, наверное, не обойтись.
- Карлыгаш Амировна, какова общая оценка развития предпринимательства области? Какие виды предпринимательской деятельности доминируют и почему? В каком секторе возможен или нужен рост предпринимательской активности?
- Сегодня, несмотря на продолжающийся кризис, бизнес продолжает работать, и это уже неплохо. Если где-то получается создавать что-то новое, это, конечно, здорово, но, в целом, работаем на сохранение налоговой базы, поскольку это важно для бюджета области, и, самое главное, это сохранение рабочих мест. В структуре бизнеса Жамбылской области преобладает, конечно же, агропромышленный комплекс. Сегодня у нас по области насчитывается 67 378 действующих субъектов бизнеса, из них 99,4 % - это малый бизнес, который, в основном, сосредоточен в сельском хозяйстве - 60%, и в сфере торговли. Другое дело, что эффект далек от ожидаемого. Сельхозтоваропроизводителям оказывают всяческую помощь, государство выделяет субсидии, количество субъектов бизнеса на селе растет. Однако говорить о серьезных результатах пока говорить не приходится.
- Достаточно ли у государства инструментов, чтобы регулировать этот процесс?
- В целом, в этом направлении ведется неплохая работа, например, финансовые институты «КазАгро» в нашей области оказывают большую часть поддержки, чем банки второго уровня. Значительные финансовые вливания в сельское хозяйство за последние годы уже должны были бы показать какой-то результат. Поэтому подход к развитию сельского хозяйства, на наш взгляд, надо менять. Проблема в мелкотоварном характере производства. У нас свыше 16 тысяч мелких хозяйств имеют по 3-4 гектара земли. Нашим финансовым институтам выгоднее вкладывать в крупные хозяйства, поэтому Палата сегодня активно призывает сельчан к кооперации.
- На Ваш взгляд, в чем преимущества объединения мелких хозяйств в крупные?
- Тут первый и самый важный момент - это снижение себестоимости продукции. К примеру, фермеру с 3-4 гектарами земли, так или иначе, необходима техника по хозяйству. Но покупать единолично, чтобы возделывать небольшой участок посевов, ему невыгодно. Легче в кооперации из 10 мелких хозяйств или даже больше приобрести тот же трактор. Например, в Южно-Казахстанской области удается объединить 600 мелкотоварных производств в один кооператив. У нас путем долгих уговоров создали наиболее крупный кооператив - «Мерке өнімдері» в рамках молочного кластера, который насчитывает 42 крестьянских хозяйства в Меркенском районе. Кстати, увидев перспективы, еще порядка 15 хозяйств захотели войти в состав этого кооператива. Люди поняли, что сообща им легче получить доступ к финансированию и организовать стабильное производство продукции нужных объемов, чтобы с ними захотели заключать договора на постоянной основе перерабатывающие предприятия, тот же молочный завод. У единоличного мелкотоварного производителя слишком много рисков. Такие не могут получить кредит в банке, потому что у большинства либо нет нормальной залоговой базы, либо - ненадежная кредитная история, либо не может доказать наличие стабильного дохода. Помимо прочего, есть объективные расходы на транспорт, хранение товара, которые съедят всю прибыль мелкотоварного производства...
- Все же, как теперь будут выдавать кредит - на организацию?
- Прежние ошибки учтены. Новый закон о кооперации теперь не обязывает фермеров входить в кооператив со своим имуществом. Кредит может брать каждый в отдельности по своему усмотрению, сколько он пожелает вложить в совместное производство. Зато с крупным надежным товаропроизводителем, способным поставлять промышленные объемы продукции, захочет сотрудничать любой стабильный предприниматель, будь то молзавод, крупный торговый центр и даже кредитная организация. В итоге получается, сельхозкооператив получает гарантированный сбыт своей продукции. Соответственно, прибыль будет распределяться кооперативным органом управления по договоренности - из расчета вклада каждого члена. Палата предпринимателей при поддержке государства ведет активную работу с фермерами на селе, главным образом, путем убеждения в важности объединения как для самих предпринимателей, так и для социально-экономического развития области.
- Многие годы на селе при больших инвестициях и минимальной отдаче неэффективно используются ресурсы. Без работы остаются новые поколения молодых сельчан, у которых нет своего надела.
- Сегодня стоит только крестьянским, фермерским хозяйствам выразить желание создать кооператив, и Палата предпринимателей возьмется сопровождать процесс его организации на всех этапах. Мы созданы для этого, и сельчане должны знать, что они будут под надежной защитой. Нам удается методом переговоров вовлекать финансовые институты в продвижение новых проектов. Кроме того, сегодня Палата предпринимателей находится на стадии создания своей местной микрофинансовой организации. Уже есть решение Правления НПП о выделении 300 миллионов тенге, дополнительно областной маслихат утвердил решение областного акимата о выделении 288 миллионов тенге в порядке софинансирования в уставный капитал МКО. Отныне мы сможем финансировать сельскохозяйственные проекты напрямую - без участия БВУ, поскольку для нашей области сельский бизнес имеет важнейшее значение. Особо хотелось бы акцентировать, что для успешного развития сельскохозяйственного производства нам в обязательном порядке предстоит создать торговые оптово-распределительные логистические центры именно по продукции сельского хозяйства, поскольку предприниматели часто сталкиваются с проблемой складирования и хранения. В сезон у нас на юге малые объемы лука никто не берет, но зато такие партии пользуются спросом в северной части Казахстана и в России, откуда часто просят поставлять на рынки также яблоки, картофель, морковь, другие овощи и фрукты. А мы не можем, поскольку нет надежных поставщиков. Мелкий фермер самостоятельно не способен поставить свой товар на дальние расстояния. Но, если будет центр сбора и поставки такой продукции потребителю, скажем, железнодорожными вагонами в такой же логистический центр партнерам, то уже транспортные расходы снизятся в разы.
- Нужна ли для такого уровня дела, хотя бы в организационном плане, поддержка государства? Ведь, полагаю, не только сельхозтоваропроизводителям, но и мебельщикам, и швейникам, и многим другим без поддержки государства или какой-либо ассоциативной надстройки, чтобы серьезно заявить о себе на товарных рынках, не обойтись.
- Пока во многих вопросах без поддержки государства не обойтись. Ведь даже для того, чтобы собрать людей на разговор, начать убеждать их в необходимости сближения позиций, доказывать, что это предпринимается во благо их же собственного развития, а с тем и для формирования отраслевых производственных кластеров области, нужен мощный рупор, обладающий профессиональным идеологическим информационно-аналитическим аппаратом. Так, три месяца назад мы создали областную комиссию по поддержке отечественного товаропроизводителя в госзакупках, а также в закупках квазигосударственых компаний, во главе с заместителем акима области Тимуром Амантаевичем Жанке, я являюсь сопредседателем. Подчеркиваю, мы не занимаемся лоббированием конкретной стороны, больше мониторим ситуацию: что и куда расходуется, не ущемляются ли интересы отечественных товаропроизводителей. Главный наш инструмент - идеология, убеждение участников диалога. Недавно мы организовали встречу с представителями 58 школ города Тараза, их родительскими комитетами и швейниками области по вопросам введения единой школьной формы. Предстоял сложный диалог: мы предложили воспользоваться моментом и помочь встать на ноги местному швейному производству за счет пошива школьной формы. Понятно, что все хотят пользоваться продукцией брендового производства, но при этом надо осознавать, что они находятся не в нашей области. А как иначе, если не через такой серьезный заказ местные отечественные швейники смогут обновить производственные линии, поднять уровень своего мастерства, набрать персонал из местной же молодежи, наконец, начать вносить ощутимый налоговый вклад в бюджет области? Более того, мы должны вырастить из местных производителей экспортеров жамбылской продукции. И здесь приходится где-то даже давить на патриотические чувства. К счастью, в конце концов, мы смогли убедить школы и родителей в правоте нашей инициативы. Кстати, после этого, когда начали оценивать возможности швейников области, выяснилось, что надо успеть пошить 65 тысяч комплектов школьной формы только для таразских девочек и мальчиков, тогда как возможности всех швейников области - 30 предприятий с малыми и большими цехами, при условии необходимой переподготовки сельских швей, не превышают 20 тысяч комплектов.
- Что ж, предстоит еще много организационной работы...
- Более того, мы предлагаем швейникам закупить ткани для формы вскладчину у изготовителя, так дешевле, чем каждый будет по отдельности закупать и возить через посредников. Сельские швейники должны пройти стажировку у городских. Но и тут кое-кто возражает, дескать, зачем мы будем растить конкурентов? Потребители не будут годами ждать, когда наши швейники встанут на ноги, а наладят собственные связи. Например, у нас очень хорошо знакома продукция кыргызского швейного производства. Вот так приходится переубеждать постоянно, часто каждого - лично. Параллельно небезуспешно ведется работа с другими бизнесменами. Буквально на днях мы аккредитовали ассоциацию мебельщиков. Конечно, наших предпринимателей очень трудно вывести на доверительный разговор, они конкурируют, каждый занят своим производством. Но мы добиваемся того, чтобы они сообща излагали свои общие проблемы и предложения в Палате, то есть создавали свои отраслевые ассоциации, лишь совместно мы сможем выработать единый подход к решениям. Ведь надо понимать, что в области насчитывается свыше 67 тысяч предпринимателей. В основном, малый бизнес. Есть свыше двухсот направлений бизнеса, возникающих внутри подотраслей. К примеру, среди мебельщиков одни занимаются школьным инвентарем, другие - кухонным, кто-то поставляет детали изделий и так далее. То же касается и сельскохозяйственной сферы. У каждого своя специфика и проблемы, чтобы разбираться по каждому направлению, надо в Палате содержать не меньшее количество специалистов. А у меня в штате всего 25 человек. Многие сегодня понимают, что Палата в силах помочь, и приходят, но каждый по отдельности. За прошлый год в РПП поступило 8563 обращения, а в нынешнем, уже за первый квартал, свыше 6 тысяч! Надо понимать, что если бы мы работали даже без выходных до десяти-двенадцати ночи, все равно физически не успеем перелопатить этот объем. Мы можем помочь создать ассоциацию, снабдить методикой выработки совместных предложений, которые они будут подавать в Палату предпринимателей. Наша организация входит во все комиссии, консультационно-совещательные органы по вопросам предпринимательства и имеет весомый голос. На такой основе проблемы будут решаться намного быстрее. Кстати, в скором времени планируем аккредитовать еще две ассоциации - туристскую и текстильную. Руководители дошкольных образовательных учреждений тоже намереваются создать свое объединение при Палате предпринимателей. Словом, наш девиз и рабочая установка - «в единстве наша сила» - начинает приносить плоды.
- А по каким вопросам обращается большинство бизнесменов?
- На одном из этапов работы мы подвели статистику, и вот что выяснилось: из 8163 обращений было только 12 обращений от крупного бизнеса, 180 - от среднего бизнеса. То есть крупный и средний бизнес до последнего времени оценивал наши возможности. Но в последнее время их отношение к нам поменялось, к нам чаще стали обращаться по юридическим вопросам. До 80 процентов судебных процессов бизнесменов с участием специалистов Палаты предпринимателей выигрываются. Люди видят, что мы в работе нацелены на результат.
- Достаточно беглый взгляд на объемы и тематику направлений разработок региональной Палаты предполагает научно-исследовательскую методологическую опору, а у Вас, как упоминалось, 25 человек в штате организации...
- Конечно, у нас в Палате очень большая нагрузка, некоторыми направлениями где-то в НИИ занимаются отдельные управления, а у нас, бывает, по два человека должны подготовить нужные материалы на уровне законодательной инициативы. Вообще, непатриоты у нас работать не смогут. Часто морально тяжело, когда предприниматель просит помощи, мол, надеяться больше уже не на кого. В связи с этим ощущаешь огромную ответственность. А обращений с каждым днем все больше и больше. Потому мы и предлагаем предпринимателям создавать ассоциации, чтобы они сами участвовали в выработке решений.
- Много ли обращений, связанных с судебными конфликтами?
- Нет, сравнительно немного. По статистике, 7944 из общего количества обращений связаны с экономическими проблемами, 279 - по различным правовым вопросам. Оставшиеся 132 обращения - по социальным вопросам, в том числе по кадрам, то есть бизнесмены обеспокоены отсутствием кадрового резерва для производства.
- Интересно, каких специалистов больше всего хотят получить в свой резерв наши предприниматели?
- Кстати, из запросов предпринимателей по кадрам вырисовывается другая проблема: все, кто обращается, желают получить готовых высококлассных специалистов. Но где их взять? Вообще, в любом виде бизнеса всегда не хватает кадров. Мы предлагаем тем же мебельщикам, текстильщикам, строителям оформить заказ через региональную Палату в профессиональные учебные учреждения на подготовку нужных специалистов. Это их ни к чему практически не обязывает, кроме моральных обязательств по отношению к выпускникам учебных заведений. Но, получается, бизнесмены боятся строить планы развития и расширения хотя бы на ближайшие два-три года, тогда как Палата при всесторонней поддержке готова помочь им выработать четкий план.
- Расскажите, пожалуйста, о работе по туристическому направлению, некогда объявленному одним из приоритетных.
- Да, параллельно с другими проектами вот уже пятый месяц при активном участии акимата мы продвигаем проект развития туризма в Жамбылской области. На эти цели областной маслихат выделил свыше 41 миллиона тенге. Мы планируем проводить два раза в год тематические фестивали с соответствующим информационным, наглядно-агитационным обеспечением, это будут фестиваль «Казахского ханства» и фестиваль тюльпанов, ведь родина этих цветов - Жамбылская область, в частности, ущелье Бериккара. Когда связались с турагентствами, выяснилось, что они рассказывают истории об объектах туризма, зачастую не обладая какими-либо знаниями. В результате и неподтвержденные факты, и откровенные небылицы. Мы начали готовить для всех объектов единую достоверную аннотацию на казахском, русском и английском языках. Будут изготовлены указатели, брошюры, рекламные материалы. Кроме того, областной маслихат утвердил решение акимата о выделении 250 миллионов из областного бюджета плюс 250 млн. тенге от фонда «Даму» - на льготное кредитование для инфраструктурного развития туристического кластера. Еще одно важное направление на перспективу - это передача туристических объектов, в частности, 48 ключевых - под доверительное управление бизнесу. Дело в том, что наши исторические объекты требуют еще очень много капиталовложений, постоянного ухода, благоустройства, для этого они, естественно, должны приносить прибыль. Опять же при поддержке акимата области на первом этапе был инициирован проект развития внутреннего туризма. Каждый район собрал группы по 20-30 человек для экскурсии по разработанным предпринимателями с нашим участием туристическим маршрутам области. Кстати, большинство наших экскурсантов впервые познакомились с достопримечательностями своего региона и получили незабываемые впечатления. Но одновременно остро обозначилась проблема отсутствия гидов-экскурсоводов. Из-за этого даже пришлось на некоторое время перенести сроки запланированных турэкскурсий для других областей. Не откладывая, мы пригласили к сотрудничеству турагентства, преподавателей и студентов по специализациям, связанным с историей, иностранными языками ТарГУ имени М.Х.Дулати. Надеемся, в короткие сроки удастся подготовить из них экскурсоводов для встречи гостей из соседних областей.
Бахытжан Ойшиев.
Оставьте комментарий:
Комментарии: